Какие «боли» бизнесов из креативной индустрии являются самыми актуальными на сегодня, какие практики позволили бизнесам преодолеть шок 2020-го года и вырасти, несмотря на локдауны из-за пандемии, какие риски они видят в ближайшем будущем, как готовятся их преодолевать и какие действия реально помогут креативным индустриям реализовать свой потенциал?
Источник: delo.ua
Эти темы обсуждали на тематической панели «Креативная экономика — новый стимул для экономики» на Киевском международном экономическом форуме (КМЭФ) Андрей Худо, совладелец и председатель наблюдательного совета холдинга эмоций «!FEST», СЕО FILM.UA Group Виктория Ярмощук, дизайнер, владелица и креативный директор бренда BEVZA Светлана Бевза, Йорг Риоммы, главный и креативный директор Publicis Group (Румыния, Центральная и Восточная Европа), и Андрей Федорив, владелец независимой креативной компании Fedoriv. .
Delo.ua рассказывает о самых интересных кейсах и оригинальных идеях, которыми делились участники панели.
Что станет толчком для роста креативных индустрий в Украине?
С каким ресторанным форматом «!FEST» вышел на зарубежные рынки в локдаун
Андрей Худо, совладелец и председатель наблюдательного совета холдинга эмоций «!FEST» (крупнейшая сеть ресторанов из 130 заведений, отельный и издательский бизнесы), говоря о вызовах, с которыми столкнулся бизнес с началом пандемии, и о решениях, которые помогли компании не только пережить 2020-й год, но уже в 2021-ом нарастить результаты по сравнению с 2019-м, отметил, что сработал принцип: «Ставьте себе такие цели, которые будут вести вас вперед».
Андрей Худо, совладелец и председатель наблюдательного совета холдинга эмоций «!FEST». Фото: КМЭФ
Он рассказал о том, как этот принцип был реализован в «!FEST» в 2020 году, в сложнейший период для индустрии гостеприимства, оказавшейся одной из наиболее пострадавших от COVID-19, ведь рестораны и отели вообще не могли работать месяцами.
Предприниматель признался, что начало пандемии было для менеджмента компании шоком: «Мы столкнулись с новым вызовом, когда тебе запрещают работать. Такой риск в бизнес-модели не был предусмотрен».
Но в «!FEST» быстро нашли, чем занять персонал, пока рестораны закрыты, — начали шить маски, которые на тот момент были в дефиците. А также поняли, что локдаун оказался уникальным моментом для монопроекта «П’яна вишня»: он работал, и потребитель мог купить с собой бутылку наливки.
«Потому мы решили, что не будем сидеть и плакать даже во время пандемии, что надо двигаться вперед. Если «П’яну вишню» можно продавать, то давайте открывать такие заведения и дальше», — рассказал Андрей Худо. В результате в 2020-2021 году холдинг открыл 10 заведений в формате «П’яна вишня» не только в Украине, но также в Румынии и Польше.
Это интересно: Суд открыл новое дело о банкротстве производителя "Гавриловских цыплят"
Бар «П’яна вишня»
Быстрее всего восстанавливаются моноформаты «П’яна вишня» или «Реберня», поделился наблюдениями предприниматель. Де-факто ресторанная индустрия справилась с ударом, который нанесла им пандемия, заключил Андрей Худо: «Одни концепты закрываются, другие открываются. Отрасль бурлит и планирует будущее».
Еще одним успешным кейсом выхода на зарубежные рынки является масштабная продажа «Видавництвом Старого Лева» прав на две украинские книги в 30 стран мира.
Сейчас холдинг нацелен на масштабирование своего инновационного образовательного проекта «Школа вільних та небайдужих». Поставлена цель довести количество школ с двух, работающих сейчас, до 100. «Тогда это сможет повлиять на систему образования в Украине», — считает Андрей Худо.
BEVZA: успех на зарубежных рынках даст рост на локальном
Дизайнер Светлана Бевза, владелица и креативный директор бренда BEVZA, также считает масштабирование главным вызовом для креативного бизнеса.
Светлана Бевза, владелица и креативный директор бренда BEVZA. Фото: КМЭФ
Она уверена, что через успех на зарубежном рынке компания может достичь роста на локальном. Дизайнер отметила, что сейчас основные поступления в украинскую индустрию моды приходят из-за границы: люксовые зарубежные компании по производству одежды и обуви работают с украинскими фабриками.
При этом фэшн-индустрия имеет огромный потенциал для привлечения зарубежных инвестиций, но при условии, что для текстильной промышленности будут снижены логистические затраты, в частности налог на ввоз сырья, считает Светлана Бевза. Ее компания завозит высокотехнологичные ткани, которые покупает за границей, потому что в Украине их не производят. Как и ткани из переработанных пластиковых бутылок — с такими тканями бренд работает, так как в переходе на переработанные материалы и в смене концепции потребления Светлана Бевза видит огромный потенциал для всего фэшн-рынка.
Это интересно: Крупнейшая итальянская авиакомпания прекращает свое существование из-за пандемии
Fedoriv: чтобы завоевать зарубежные рынки, надо интегрироваться
Чтобы расти на локальном рынке и быть интересными для международных инвесторов, украинским креативным бизнесам необходимо интегрироваться, считает Андрей Федорив, владелец креативной компании Fedoriv.
Андрей Федорив, владелец креативной компании Fedoriv. Фото: КМЭФ
«Для меня и нашей компании полностью изменилось определение, что является креативностью. 20 лет назад мы воспринимали это как техничный дизайн, победы на каких-то фестивалях креативности.
Сейчас для меня креативность — это способность каждой компании создавать что-то новое и уникальное в условиях невероятных вызовов неожиданности и невероятной конкуренции. Потому что ты не можешь достичь успеха, если ты просто правильно делаешь базовые вещи, которым учат в бизнес-школе.
Если ты хочешь создать эту добавочную ценность, ты должен смешивать абсолютно все креативные дисциплины (театр, музыка, фэшн, кино, еда) для того, чтобы целиться в разных потребителей.
Он называет «войной всех со всеми» ту ситуацию, что наблюдает у клиентов. GoodWine продает помидоры, хамон и дрова, хотя это магазин вина. Заправки ОККО делают бургеры, кофе, продают вино и книги. Rozetkа, созданная как магазин бытовой техники, стала лидером продаж в Украине в сегменте мейнстрим, фэшн-брендов, а также детских игрушек, и сейчас там активно растет категория «алкоголь».
При этом пандемия усилила интерес к украинским креативным компаниям клиентов из таких стран, как Азербайджан, Казахстан Узбекистан, отметил Федорив. Потенциальные заказчики готовы сюда прилетать, так как для них мы более понятны, чем Лондон или Берлин, и платить такие же деньги.
Это возможности для креативной экономики. Но чтобы завоевать те 200 еще не завоеванных рынков, необходимо объединить усилия. Но сейчас в каждой отрасли «феодальная раздробленность», между индустриями есть симпатия, но нет активного полноценного интегрированного сотрудничества, считает Андрей Федорив.
Интеграция в фешн-проекте про Триполье: BEVZA, Nadiia и археологи
Коллекция BEVZA весна-лето 2021, ручные украшения Nadiia (Надя Шаповал)
Примером такого кросс-проекта (их хоть и редко, но все же создают украинские креаторы), стал проект о трипольской культуре, инициатором которого стала Светлана Бевза. Он объединил бренд BEVZA, создавший коллекцию, которую показали на Неделе моды в Нью-Йорке, бренд керамики Nadiia (Надя Шаповал), создавший серию украшений ручной работы. Кроме этого был снят арт-фильм TRYP с аэросъемками Триполья. Для работы над ним привлекли не только режиссеров и стилистов, но ученых заповедника «Трипольская культура».
Это интересно: Старт продаж Apple IPhone 13: кто лидеры предзаказов и какими будут цены в Украине
«Этот проект расширил границы моды. Нашей целью было показать людям других культур красоту нашего наследия. Сделать это эстетично, красиво, на весь мир, чтобы через такой формат современное поколение в других странах мира узнало об Украине», — рассказала Светлана Бевза.
Для бренда BEVZA проект оказался результативным. «Когда вышел фешн-фильм про Триполье и показали коллекцию в Нью-Йорке во время пандемии (показ прошел без зрителей, — Delo.ua), то у нас были заказы со всего мира», — сказала дизайнер.
История, где запрещено слово «нет»
Креативные сферы не объединяются, потому что масштабных кросс-проектов единицы, и владельцы бизнесов не понимают практической пользы от интеграции, не думают шире, не видят, что это даст им в отдаленной перспективе. После того, как два-три таких проекта ворвутся на международный рынок, ситуация изменится, считает Виктория Ярмощук, СЕО FILM.UA Group.
Виктория Ярмощук, СЕО FILM.UA Group. Фото: КМЭФ
Объединение креативных индустрий будет работать, если каждый возьмет на себя какой-то проект, как, например, современные школы, о которых говорил Андрей Худо, или проект о Триполье, и будет лично двигать его вперед, а остальные креативные деятели дадут ему поддержку, не будут пассивными, считает Андрей Федорив.
Его идея: 200-500-1000 людей, которых мы считаем творцами новой Украины, договариваются между собой, что не критикуют друг друга. «Слово «нет» убивает, потому если мы зайдем в историю, где запрещено слово «нет», а разрешена только поддержка, это будет классная история», — уверен Андрей Федорив.