Монастырский остров — место в своём роде уникальное и загадочное. Вряд ли какой-то из уголков нашего города может сравниться с ним по количеству окутывающих его легенд, преданий и научно-фантастических гипотез. А «виноваты» в этом недостаток достоверной информации и неутомимая фантазия местных жителей, передает 056.
По одной из легенд, на острове в IX веке укрылись от непогоды греческие (византийские) монахи, выходцы из Константинополя. Здесь они основали монастырь, существовавший несколько столетий, вплоть до татаро-монгольского нашествия. Нужно пояснить, что могли делать монахи в нашем крае на рубеже I и II тысячелетий.
В древнерусские времена Днепр был водной частью знаменитого пути «из варяг в греки». Территория перед Порогами была местом концентрации людей и грузов. Здесь грузы, которые сплавляли водой, перевозили на берег и до конца Порогов транспортировали сухопутным путём. Вполне возможно, здесь были станции отдыха перед тяжёлым преодолением Порогов, и места отправления культа. Византийский император Константин Багрянородный в 948-952 годах нашей эры пишет о русах на острове Святого Григория (Хортица), которые совершали там обряды жертвоприношения, в благодарность своим божествам за удачный переход через Пороги. Этот обряд совершался уже после Порогов, но что мешает предположить, что они могли совершать языческие «службы» и перед первым порогом — Кодацким? Возможно, на нашем острове находилось языческое святилище, а на его месте затем возник очаг христианской веры. Чаще всего христианские церкви основывались как раз на месте языческих капищ.
Вернёмся к увлекательной легенде. Феодосий пишет, что после основания монастыря в его стенах побывала киевская княгиня Ольга в 957 году. Она путешествовала по Днепру, направляясь в Константинополь, и будто бы переждала здесь бурю. Находившийся при ней епископ Григорий основал здесь церковь. Тут, якобы, останавливался великий князь киевский Владимир в 988 году — в походе на Херсонес-Корсунь. А в 1152 году великий князь Мстислав Изяславович разбил половцев на реках Орель и Самара — он тоже посетил «святой Днепровский остров Монастырку и всеми силами старался поддержать эти святые места от нападения кочевников». Некоторые авторы утверждают, что в августе 1240 года остров посетил хан Батый.
Монастырь на святом острове процветал до татаро-монгольского нашествия XIII века, — пишет Феодосий. Однако впервые о монастыре упоминает французский путешественник Гийом де Боплан в 1651 году, в своём «Описании Украины»: «когда-то здесь был монастырь… но теперь от него нет ни единых следов». На сегодня никаких археологических свидетельств о существовании монастыря не обнаружено, но эта романтическая легенда прочно укоренилась в массовом сознании горожан, и во многих публикациях приводится как исторический факт. В 1995 году журналист Вадим Рыжков даже предложил считать дату появления монастыря началом истории современного Днепропетровска. Однако лозунг «Днепропетровску — 1125 лет!» горожане не оценили.
На следующие несколько столетий Монастырский остров исчез из поля зрения хроникёров. Вероятно, его постепенно обживали «уходники» — выходцы из Среднего Поднепровья, занимавшиеся сезонными промыслами, и запорожские казаки. В XVII — XVIII веках, когда поблизости населялись Старый и Новый Кодаки, слобода Половица, остров был покрыт густым лесом. Он фигурирует в архивах Запорожского Коша. В 1750 году хозяин острова К. Красовский подарил его Самарскому Пустынно-Николаевскому монастырю (вблизи современного Новомосковска). А 8 декабря 1765 года писарю и есаулу Кодацкой паланки было предписано надзирать за зелёными насаждениями на острове, который жители Половицы самовольно опустошали. С конца XVIII века Монастырский остров прочно вошёл в свою новую эру — сначала Екатеринославскую, затем и Днепропетровскую.
С конца 1980-х годов многие издания пестрят публикациями, где утверждается особый характер острова как уникальной энергоинформационной зоны. Особенно интересны теории Виктора Воробьёва — доцента Приднепровской академии строительства и архитектуры, специалиста по аномальным явлениям. Он пришёл к выводу, что остров «наделён небывало сильной энергоинформационной структурой». По его мнению, здесь чётко выделяются странные зоны, подземные объекты, входы в параллельные миры со своими обитателями. Наблюдения зафиксированы в нескольких десятках толстых тетрадей. Монастырский остров постепенно становится Меккой крупных экстрасенсов из России и Западной Европы.
Воробьёв рассказывает: «В арийскую эпоху в районе нынешней Цибульковки, что недалеко от Царичанки и Китайгорода, находилась одна из семи столиц мира». Вокруг неё на десятки километров в землю были вмонтированы злато-серебряные пластины, перенаправлявшие энергию Космоса на величественный храм, стоявший в те времена на нашем острове, на так называемом Тыквенном месте. Арии считали цветок тыквы священным, он вырастал в особые моменты космических циклов». Последний раз он якобы расцвёл в 1999 году, поздней осенью! Последователи такого учения считают, что остров был священной столицей скифов, здесь побывал Зороастр (Заратустра), а уже потом сюда наведался апостол Андрей Первозванный. «Прямо перед памятником Шевченко есть два подземных грота. В одном из них хранится голубоватый полупрозрачный кристалл — Кристалл знаний… На дорожке, ведущей влево-вперёд от памятника, несколько раз в неделю появляется зона разрыва хрональных полей… Человек, который входит в изменённый хрональный поток, чувствует себя будто улетающим в параллельные миры… По нашим оценкам, Монастырский остров входит в число 22 силовых точек планеты».
Сторонники этой теории утверждают, что осенью 1990 года на самой высокой точке острова, метрах в пятидесяти от памятника Шевченко, двенадцать добровольцев вошли в контакт с Космосом и судьба их до сих пор неизвестна.
Наверное, Монастырский остров действительно обладает необъяснимой притягательной силой для творческих личностей с богатой фантазией.
По материалам "Екатеринослав-Днепр"
Монастырский остров — место в своём роде уникальное и загадочное. Вряд ли какой-то из уголков нашего города может сравниться с ним по количеству окутывающих его легенд, преданий и научно-фантастических гипотез. А «виноваты» в этом недостаток достоверной информации и неутомимая фантазия местных жителей, передает 056.
По одной из легенд, на острове в IX веке укрылись от непогоды греческие (византийские) монахи, выходцы из Константинополя. Здесь они основали монастырь, существовавший несколько столетий, вплоть до татаро-монгольского нашествия. Нужно пояснить, что могли делать монахи в нашем крае на рубеже I и II тысячелетий.
В древнерусские времена Днепр был водной частью знаменитого пути «из варяг в греки». Территория перед Порогами была местом концентрации людей и грузов. Здесь грузы, которые сплавляли водой, перевозили на берег и до конца Порогов транспортировали сухопутным путём. Вполне возможно, здесь были станции отдыха перед тяжёлым преодолением Порогов, и места отправления культа. Византийский император Константин Багрянородный в 948-952 годах нашей эры пишет о русах на острове Святого Григория (Хортица), которые совершали там обряды жертвоприношения, в благодарность своим божествам за удачный переход через Пороги. Этот обряд совершался уже после Порогов, но что мешает предположить, что они могли совершать языческие «службы» и перед первым порогом — Кодацким? Возможно, на нашем острове находилось языческое святилище, а на его месте затем возник очаг христианской веры. Чаще всего христианские церкви основывались как раз на месте языческих капищ.
Вернёмся к увлекательной легенде. Феодосий пишет, что после основания монастыря в его стенах побывала киевская княгиня Ольга в 957 году. Она путешествовала по Днепру, направляясь в Константинополь, и будто бы переждала здесь бурю. Находившийся при ней епископ Григорий основал здесь церковь. Тут, якобы, останавливался великий князь киевский Владимир в 988 году — в походе на Херсонес-Корсунь. А в 1152 году великий князь Мстислав Изяславович разбил половцев на реках Орель и Самара — он тоже посетил «святой Днепровский остров Монастырку и всеми силами старался поддержать эти святые места от нападения кочевников». Некоторые авторы утверждают, что в августе 1240 года остров посетил хан Батый.
Монастырь на святом острове процветал до татаро-монгольского нашествия XIII века, — пишет Феодосий. Однако впервые о монастыре упоминает французский путешественник Гийом де Боплан в 1651 году, в своём «Описании Украины»: «когда-то здесь был монастырь… но теперь от него нет ни единых следов». На сегодня никаких археологических свидетельств о существовании монастыря не обнаружено, но эта романтическая легенда прочно укоренилась в массовом сознании горожан, и во многих публикациях приводится как исторический факт. В 1995 году журналист Вадим Рыжков даже предложил считать дату появления монастыря началом истории современного Днепропетровска. Однако лозунг «Днепропетровску — 1125 лет!» горожане не оценили.
На следующие несколько столетий Монастырский остров исчез из поля зрения хроникёров. Вероятно, его постепенно обживали «уходники» — выходцы из Среднего Поднепровья, занимавшиеся сезонными промыслами, и запорожские казаки. В XVII — XVIII веках, когда поблизости населялись Старый и Новый Кодаки, слобода Половица, остров был покрыт густым лесом. Он фигурирует в архивах Запорожского Коша. В 1750 году хозяин острова К. Красовский подарил его Самарскому Пустынно-Николаевскому монастырю (вблизи современного Новомосковска). А 8 декабря 1765 года писарю и есаулу Кодацкой паланки было предписано надзирать за зелёными насаждениями на острове, который жители Половицы самовольно опустошали. С конца XVIII века Монастырский остров прочно вошёл в свою новую эру — сначала Екатеринославскую, затем и Днепропетровскую.
С конца 1980-х годов многие издания пестрят публикациями, где утверждается особый характер острова как уникальной энергоинформационной зоны. Особенно интересны теории Виктора Воробьёва — доцента Приднепровской академии строительства и архитектуры, специалиста по аномальным явлениям. Он пришёл к выводу, что остров «наделён небывало сильной энергоинформационной структурой». По его мнению, здесь чётко выделяются странные зоны, подземные объекты, входы в параллельные миры со своими обитателями. Наблюдения зафиксированы в нескольких десятках толстых тетрадей. Монастырский остров постепенно становится Меккой крупных экстрасенсов из России и Западной Европы.
Воробьёв рассказывает: «В арийскую эпоху в районе нынешней Цибульковки, что недалеко от Царичанки и Китайгорода, находилась одна из семи столиц мира». Вокруг неё на десятки километров в землю были вмонтированы злато-серебряные пластины, перенаправлявшие энергию Космоса на величественный храм, стоявший в те времена на нашем острове, на так называемом Тыквенном месте. Арии считали цветок тыквы священным, он вырастал в особые моменты космических циклов». Последний раз он якобы расцвёл в 1999 году, поздней осенью! Последователи такого учения считают, что остров был священной столицей скифов, здесь побывал Зороастр (Заратустра), а уже потом сюда наведался апостол Андрей Первозванный. «Прямо перед памятником Шевченко есть два подземных грота. В одном из них хранится голубоватый полупрозрачный кристалл — Кристалл знаний… На дорожке, ведущей влево-вперёд от памятника, несколько раз в неделю появляется зона разрыва хрональных полей… Человек, который входит в изменённый хрональный поток, чувствует себя будто улетающим в параллельные миры… По нашим оценкам, Монастырский остров входит в число 22 силовых точек планеты».
Сторонники этой теории утверждают, что осенью 1990 года на самой высокой точке острова, метрах в пятидесяти от памятника Шевченко, двенадцать добровольцев вошли в контакт с Космосом и судьба их до сих пор неизвестна.
Наверное, Монастырский остров действительно обладает необъяснимой притягательной силой для творческих личностей с богатой фантазией.
По материалам "Екатеринослав-Днепр"
056 Днепр история Днепра Днепр в истории Монастырский остров в Днепре легенды Днепра Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции 056 Днепр история Днепра Днепр в истории Монастырский остров в Днепре легенды Днепра