Одна из улиц Нового Кодака (старинного казацкого поселения, которое берет свое начало в 1645 году, сейчас – в черте города Днепра) называется Старобазарная.
Она напрямую связана с торговлей. В ХVIII веке Новый Кодак был центром Кодацкой паланки Войска Запорожского Низового и крупным торговым центром. Об этом рассказывает научный сотрудник Музея истории Днепра, доцент Днепровского национального университета Олег Репан в эфире Украинского радио.
«Сам Кодак обязан своим возникновением торговле. Новый Кодак с правого берега, а Каменка-Левобережная с левого берега обслуживали перевоз через Днепр. Здесь удобно было переправляться. И здесь сходились торговые пути, пути из Правобережной Украины – на Дон за рыбой, с Левобережья – в Крым, Молдову. Здесь было много транзитной торговли. В новокодацкие времена здесь проходили три ярмарки в год.
И еще было очень важное дело – это торговля на стационарном базаре. У нас есть цифры за время существования Новой Сечи: на этом рынке было от 30 до 40 стационарных магазинов. Можно себе представить, каким должен быть город, чтобы его обслуживали от 30 до 40 магазинов», – говорит Олег Репан.
Магазины и кабаки Нового Кодака
Что можно сказать о магазине в Новом Кодаке? Сохранился документ, свидетельствующий о том, что братья Баранчики, владевшие одним из таких магазинов, понесли ущерб от кражи в 500 рублей серебром. К тому времени это были большие деньги, продолжает историк.
«О стоимости такого магазина говорит попытка одного из еврейских купцов за долги забрать такой магазин за 30 рублей серебром. Как минимум этот еврейский купец не проигрывал, беря такой залог и думая таким образом вернуть долг», – объяснил историк.
В Новом Кодаке также работало до 30 кабаков. Среди них были шинки при постоялых дворах, где люди оставались на ночь, распрягали свои повозки. Были и небольшие шинки, где наливали и давали закусить.
Кстати, говорит Олег Репан, в Сутки Казачества собирался шиночный сбор: с маленького шинка – 2 рубля 50 копеек в год, с большого – до 5 рублей.
Новый Кодак и начало еврейской истории города Днепра
Есть интересные моменты, связанные с еврейским присутствием в Новом Кодаке, продолжает ученый.
«Когда мы говорили о Волосском, то вспоминали 1770 год, когда запорожские казаки во главе с полковником Данилом Третьяком отбили у крымских татар ясырь. И в этом ясыре были волосы, поселившиеся в деревне Волосское, и были евреи. Если волохов (так как они были христианами) отпустили сразу, то евреев поселили в Новом Кодаке.
Казаки должны их кормить, но они хотели получить за них выкуп. И несколько евреев, семьи которых остались здесь, в Новом Кодаке, отпустили собирать выкуп.
Те сначала попытались решить это как-то без денег. Непросто собрать такой выкуп, причем казаки угрожали: если не будет собран выкуп, то евреев окрестят.
Что бы там ни было, полный выкуп, который был довольно большим, – в 7 или 8 тысяч рублей – не удалось собрать, а удалось только 600 рублей. Но за это и казаки отпустили евреев», – рассказал Олег Репан.
В ходе переговоров по выкупу еврейский кагал (еврейская организация Умани – ред.) наладила хорошие отношения с казаками. В подарок запорожцам прислали несколько голов сахара, а последнему гетману Петру Калнышевскому – очень дорогое красное сукно.
«Так вот запорожцы и евреи совместно создали торговую компанию. Один из филиалов был на Сечи, а другой – в Новом Кодаке. И с этого времени есть еврейское присутствие в нашем городе. И с этого времени возникает первая синагога в Новом Кодаке», – добавил историк.
Читайте также:
- Куда девать старую технику после покупки новой;
- В Слобожанском завершили строительство бассейна;
- На военный учет поставят 3-4 млн женщин.
dneprnews.info